serebryakovaa: (Default)
serebryakovaa ([personal profile] serebryakovaa) wrote2011-01-03 09:28 pm

По особому поводу

Он был по-настоящему роскошен. Моя дальняя родственница Хельга Карловна, дама изысканная во всех отношениях, обожала его. Ему была отведена особая миссия – стать украшением иной, потусторонней жизни, в сравнении с которой нынешнее существование было лишь жалким черновиком, неуклюжим наброском графомана…
Он не просто пребывал в доме Хельги Карловны, о нет, он царил в ее покоях, занимая лучшее место в огромной гостиной.
Именно там, на центральной полке полированного орехового серванта, он возлежал, восхищая всех входящих. Еще бы! Огромный, хрустальный полуторакилограммовый поднос, весь сплошь, включая дно и массивные ручки, покрытый резным узором из кружевных звездочек. Да к тому же заграничный! Хельга Карловна величала его: «Мой гедеэровский поднос» - и неизменно добавляла: «Кто бы знал, какой ценой он мне достался!».
Поверхность подноса была поделена на особые квадратные ячейки, в которые, если верить хозяйке, полагалось накладывать какие-то нездешние угощения на торжествах по особому поводу. Хельга Карловна никогда не использовала поднос, но ревностно следила, чтобы он был в полной боевой готовности - натерт до блеска и сверкал своими ледяными звездами. «Роскошная вещица! А повод будет, будет!» - улыбалась Хельга Карловна своим мечтам о будущем…
…И вот когда долгожданный вызов на историческую родину был получен, и пришло время паковать багаж, Хельга Карловна с ужасом поняла, что ее сокровище не влезает. Несчастная женщина десятки раз разбирала, перекладывала, снова собирала, бережно оборачивала и укладывала, взвешивала, и снова перепроверяла списки всего самого необходимого. Нет, никак не удавалось вывезти за рубеж эту роскошь. Хельга Карловна наказывала нам беречь и ухаживать, и клятвенно обещала при первой же возможности вывезти на родину предков своего «любимца».
-Какая ирония, - сокрушалась Хельга Карловна, - теперь мы с моим гедеэровским подносиком оказались «земляками»! Теперь уж и «ГДР» нет, а поднос есть! А вывезти я его не могу!…
…Годы шли, весовые нормы для эмигрантов не менялись, списки необходимых вещей неумолимо разрастались: пододеяльники и простыни, мясорубка с комплектом насадок, шерстяные нитки, льняные полотенца, хлопчатобумажные бюстгальтеры, иглы штопальные, сервиз «Мадонна», елочные игрушки, пластинки Аллы Пугачевой, и непременно скалку и жестяной круг для изготовления пельменей!
Так и достался нам с сестрой тот самый гедеэровский поднос в наследство. Вместе с подносом Хельга Карловна оставила нам деревянную шкатулку ниток мулине, трофейную машинку «Зингер», ручную мельницу для кофе, чайные чашки – сиротки древних сервизов, две мельхиоровые вилки, лопаточку для торта, и комплект ложек-поварешек с наборными рукоятками, о котором мы с самого младенчества слышали, что «их делали зеки» там, где Хельге Карловне пришлось особенно тяжело…
Сервант Хельга Карловна уступила по сходной цене своим знакомым, и поднос переехал к нам на кухню. Он лежал то на холодильнике, то на кухонном столе, зарастал пылью, и отчаянно всем мешал, пожирая ценные сантиметры пространства. Мы пытались хоть как-то использовать поднос, но его ячейки были малы для салфеток, не подходили для хлеба, не влезали в них ни карандаши, ни столовые приборы. Поднос был красив, но совершенно бесполезен.
Спустя три месяца после обретения «сокровища», аккурат к Новому году, мы с сестрой прозрели – он был создан для канапе и орешков. А тут и повод особый – 2000 год!
Итак, пятница 31 декабря 1999 года. Рабочий день все-таки закончился, я вернулась со службы домой, и мы с сестрицей поспешно принялись готовить праздничное угощение. По ходу нашего приготовления к нам присоединялись друзья, подруги. Шутки, прибаутки, суета у плиты…

Мой фартук зацепился за длинную ложку, точнее за ее крючок, выступающий из наборной рукоятки. Ложка в свою очередь оказалась придушена сеточкой от ветчины, красная тугая петелька которой потянула за собой длинную вилку, коей мы вынимали пикули из банки, а уж вилка потянула злосчастный поднос. Очень длинная секунда и .... миллион осколков засыпал кухню снегом битого хрусталя.

Никогда прежде мы так не смеялись!
Вроде как жертву принесли.

Не откладывайте жизнь «на потом». Живите здесь и сейчас.
Этот день – тот самый, особый повод для радости.
Улыбайтесь! Удачи в Новом году!


P.S.: Читать о Хельге Карловне можно
здесь и здесь

[identity profile] ljoshkina.livejournal.com 2011-01-03 06:52 pm (UTC)(link)
Хрустальные брызги во все стороны! Ералаш, звон, хохот! А вещица-то была с воспоминаниями:)

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-03 07:20 pm (UTC)(link)
Да, Света! Тебя нужно благодарить – вспомнила, когда прочла твое «письмо» о варенье и желании разбить баночку.
Эта история вспомнилась по твоей милости и ждала своего часа…

А «роскошная вещица» так и не нашла применения по особому поводу.

[identity profile] ljoshkina.livejournal.com 2011-01-03 07:52 pm (UTC)(link)
Да, я помню. Ты рассказала мне эту историю в оставленном там комментарии:)

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-03 08:40 pm (UTC)(link)
Да. это точно;)

[identity profile] mahotsukai.livejournal.com 2011-01-03 07:29 pm (UTC)(link)
Почему-то выражения "стать украшением иной, потусторонней жизни" и "он царил в ее покоях, занимая лучшее место в огромной гостиной" навели на мысль, что замечательная Хельга Карловна хранила у себя потрясающей красоты гроб.

А насчёт "не откладывать жизнь на потом" очень правильно. Мы когда после смерти бабушки и дедушки моего супруга разбирали их квартиру, нашли целый склад. Например, два ГДРовских сервиза "Мадонна", за которыми в своё время охотились все советские граждане. Не распакованных. Помню, как дико мне было это видеть. Люди доставали, покупали и складывали, чтобы ни разу в жизни не воспользоваться.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-03 07:45 pm (UTC)(link)
Спасибо за Ваше внимание!
Меня зовут Аида. А Вас?

«Гроб хрустальный» - так и просилось, но такое словосочетание навеки за Александром Сергеевичем.

У Хельги Карловны было три жизни: жизнь бесправной немки в Казахстане, вынужденной ходить отмечаться едва ли не каждый день (точно не помню, может, раз в месяц) в особом отделе бдительных органов.
Затем жизнь советской гражданки уже в средней полосе РСФСР (после смерти Сталина отмечаться было не нужно).
И иная, практически потусторонняя жизнь на исторической родине, с запоздалыми прозрениями и откровениями, о том, например, что советские граждане, сами того не подозревая спали на льняных простынях, которые в Германии могут себе позволить лишь очень богатые люди.

Про откладывание жизни на потом: у меня была приятельница, погибла трагически в 26 лет. Ее вещи родители раздали нам, друзьям. Более всего меня потрясли бережно сложные в пакетик колготки капроновые. Казалось бы, самая непрочная одежда! А хозяйку пережили!

[identity profile] mahotsukai.livejournal.com 2011-01-06 09:35 am (UTC)(link)
Ой... в который раз не очень удобно чувствую себя при вопросе об имени. Я даже в ЖЖ писала один раз про подобные ситуации. А тут когда редкое имя на не менее редкое, опять же выглядит как не самая уместная шутка.

Люди же старшего поколения зачастую демонстрируют именно такие "перипетии судьбы", как ваша потрясающая Хельга Карловна. Ибо слишком уж радикально менялись времена и обстоятельства. :(

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-06 06:31 pm (UTC)(link)
Вы не производите впечатление человека, способного глупо шутить;)

Как к Вам лучше обращаться?

Да, времена менялись, и обстоятельства, но вывезенный из СССР хрусталь был бережно помещен в заграничную "горку" и продолжал радовать исключительно глаз. И Боже упаси, его достать и поставить на стол!

[identity profile] mahotsukai.livejournal.com 2011-01-10 05:14 pm (UTC)(link)
Обращаться как раз можно, как угодно. Некоторые френды вообще пишут "Маха", сокращённо от никнейма.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-13 10:18 am (UTC)(link)
Ну, а Вам (или тебе) как нравится? Просто интересно, как обладателю такого тяжелого имени;)

Мое имя дома сокращают до неузнаваемости. Хотя с 17 лет "ношу" привычно имя-отчество и оно мне "не жмет".

[identity profile] mahotsukai.livejournal.com 2011-01-13 09:20 pm (UTC)(link)
Я и в самом деле не придаю значения тому, как называют меня окружающие. Так что тут как удобнее.
И да, ко мне лучше на ты.

[identity profile] annabaskakova.livejournal.com 2011-01-03 07:39 pm (UTC)(link)
Мой сын уже,наверное, не поймет эту историю... А у нас был гдр-овский сервиз с китайцами, который мама мне подарила на свадьбу, а потом раздумала. Однажды гости его разбили. Я выдохнула с облегчением.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-03 07:50 pm (UTC)(link)
Разбили не гости, а твой сынок Дима с малышами, пришедшими к нему на день рождения. Они прыгали на коробку и им нравилось, что в коробке нечто невидимое звенит! Было это в 1999 году, осенью. Твоя матушка еще сокрушалась из-за сервиза и несколько раз повторила: "Последний раз "годы" - "Четыре года", а дальше будет уже "5 Лет" - летА, не годы!".

В тот день к великому твоему неудовольствию братец твой решил справить свой день рождения (хотя у него был раньше, 8 числа). И я была у Вас в гостях: мы еще направились в его свежекупленную пустую квартиру отмечать и сидели на журналах "Наука и жизнь"...
Эх, сколько ж лет прошло!
Ты еще радовалась и уверяла всех гостей, что сервиз висел над тобой с детства, как проклятие - "дар на свадьбу";)

[identity profile] annabaskakova.livejournal.com 2011-01-03 07:52 pm (UTC)(link)
Разбила его Настя Артемова, тогда еще совсем малышка, во время катания с кожаного кресла, я это отлично помню:)))

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-03 08:00 pm (UTC)(link)
Аня, я не стану спорить;) тебе видней. Нам с Мишей ты пересказывала это событие на кухне, буквально по горячим следам и радовалась: "какое же счастье, что дети раскокали этот сервиз, которого я с самого детства боюсь: "Вот замуж пойдешь и мы тебе его подарим!".
А мама твоя печалилась...
И мама допрашивала Диму, как же так вышло - он и объяснил: "мы с кресла, как с горки катались, и на коробку приземлялись!"

и слава Богу!)))

[identity profile] kaplly.livejournal.com 2011-01-03 07:52 pm (UTC)(link)
Хорошо написано, Аидочка!
И поднос, бедный, как существо какое - зачем-то же он был сделан! Что-то такое в себе нёс, а всё это осталось только в возможности - вот зачем вещь жила?! А Хельга Карловна - её мне тоже жалко: поднос царил в её покоях, она была счастливая тогда от обладания таким сокровищем, верила в какую-то другую жизнь, где поднос хрустальный был бы просто необходим!
И вы, сестрички, - зачем вам чужое сокровище?!

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-03 08:47 pm (UTC)(link)
Спасибо, Наташа!

Самое парадоксальное или банальное(?), что и там, в иной жизни все роскошные вещицы жили только на стеклянных полках, а "наши" по старинке копили на черный день, да на особый повод...

Поднос и не мог быть использован. Знаешь, как говорят, если кто себе наливает, да проливает: "Кто-то пожалел, позавидовал".
Думаю, Хельга Карловна весьма сокрушалась о нем, жалела.
А потом почему-то забыла, как отрезало.

Он нам и не нужен был, мы и не претендовали. Но разбили его случайно.
Однажды, нам подарили фужеры шикарные. Мы и стали из них пить. Вышел скандал, оказалось, по мнению дарителя (такой же бабули, как и Х.К.), мы обязаны были фужеры на полке держать и пыль стирать;)


[identity profile] mahotsukai.livejournal.com 2011-01-06 09:40 am (UTC)(link)
У моего друга случился в семействе большой скандал, когда он вдруг решил использовать в качестве обеденного хранимый поколениями столовый сервиз. Маменька на него чуть ли не визжала "А если ты что-нибудь разобьёшь?!" При этом на вопрос, зачем тогда этот сервиз нужен, разумного ответа дать так и смогла. Она получила его от своих родителей и также, как они, бережно хранила в шкафу и стирала пыль. И сын по её мнению должен быть продолжать стирать пыль, а потом передать сервиз дочери. В целости и сохранности.

Какой-то удивительный культ вещей, скорее всего, порождённый практически тотальным советским дефицитом.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-06 06:27 pm (UTC)(link)
Вот и у нас так было. История узнаваемая. Мы же все из одной страны)

[identity profile] mahotsukai.livejournal.com 2011-01-10 05:12 pm (UTC)(link)
Меня больше удивляет передача подобных традиций из поколения в поколение, несмотря на изменившиеся условия. Страны-то той уже больше 20 лет как нет, а всё равно иногда приходится встречаться с молодыми, которые повторяют в данном аспекте своих предков.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-13 10:21 am (UTC)(link)
Да, и еще обязательно заводят "дачу", где "мерилом работы считают усталость". Смешно. Удивляет. И грустно, что они не видят этого со стороны.

[identity profile] mahotsukai.livejournal.com 2011-01-13 09:18 pm (UTC)(link)
О-о-о-о... дача это больная тема. У моей кузины папа родился в 41-м году в Брянской области. То есть детство его и юность пришлись на крайне голодные годы. И он фактически на рефлексах старается запасти всего по максимуму. Он горбатится на даче, устраивая там ежегодные "битвы за урожай". По осени наше семейство заваливают сельхозпродукцией в количествах, превосходящих пределы разумного. И всё это приходится обрабатывать, при том, что денег на всех этих процедурах теряется больше, чем если бы мы ходили в магазин и по мере надобности покупали себе аналогичные продукты.

Разговаривать и объяснять бесполезно. :(
Да и сволочью себя последней начинаешь чувствовать, когда понимаешь, что куча народу на нашей земле голодает, а нам тут фактически на блюде подносят. В итоге по осени вечная борьба эмоций со здравым смыслом. Последний обычно проигрывает, потому что "нельзя обижать папу Лёню". :)

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-10 09:27 am (UTC)(link)
Я тут поразмыслила и поняла, что дело не только в дефиците. Моя бабушка Аида Михайловна, пережившая оккупацию и послевоенную разруху, хранила у себя огромный чемодан новеньких отрезов парчи, бархата и шелка – «мануфактура на случай войны» - как она это называла. Это был «нз» на случай голода, чтобы выменять на хлеб…

[identity profile] yana-hoiya.livejournal.com 2011-01-03 07:52 pm (UTC)(link)
Какая замечательная вещь!Сколько воспоминаний навеяла. И конец блестящий!))
А у меня ничего практически не осталось из прошлой жизни. И мне этого, бывает, ой как не хватает!

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-03 08:41 pm (UTC)(link)
да, не хватает.
"Что пройдет, то будет мило..." - часть ушедшей эпохи и нашего детства...

Спасибо)))

[identity profile] kuzulka.livejournal.com 2011-01-03 09:55 pm (UTC)(link)
Обожаю, когда бьется тяжелый хрусталь - это такой каскад осколков, так красиво, потом чувство выполненного долга и много свободного места!

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-05 04:07 pm (UTC)(link)
Смешно получилось, хотя и не специально.

Я однажды слышала байку, что якобы все эти "сокровища" советского человека вывозили из-за границы по причине их сравнительной дешевизны, что объяснялось тем, что это были сервизы из ритуальных магазинов - дескать они были для поминок - шикарно, но недолговечно.

[identity profile] kuzulka.livejournal.com 2011-01-05 04:28 pm (UTC)(link)
Да вряд ли.
У меня приятельница похожий поднос (большой, хрустальный, с серебряными ручками, поделенный на много секций) использует для рукоделия, когда бисером вышивает - очень удобно.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-05 04:40 pm (UTC)(link)
Вот как мы не додумались!!! мы же увлекались бисером в тот момент!!!

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-05 04:44 pm (UTC)(link)
Не, Ань, я неточно выразилась. Тут в диалогах с читателями возникли сервизы "мадонна" - я слышала именно о них. Не о подносе;)

[identity profile] 0suricat0.livejournal.com 2011-01-03 10:51 pm (UTC)(link)
Жаааааааааалко поднос!:( Хрустальный! С канапушечками!:)
А у моей мамы сервиз ГДРовский "Мадонна" до сих пор хранится!:)))

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-05 04:03 pm (UTC)(link)
Андрей, в том и дело, что у всех есть знакомые/мамы/тети/родственницы, которые хранят, не пользуются, а хранят сервиз "Мадонна".
Хельга Карловна вывезла почти все "ценные вещи". но и в германии они были украшением серванта - точнее новомодной германской "горки", и из них никто не ел.

И символично, что самую ценную вещь так и не удалось впихнуть в багаж, да и "погиб" поднос из-за жалкого самопального набора ложек-поварешек, который давно пора было заменить покупным, приличным...
Эх, эти вещи не предназначались для использования;)

[identity profile] mumrik-snussi.livejournal.com 2011-01-04 10:42 am (UTC)(link)
ОООООО!
Поднос скончался феерично
и я сказала бы - трагично,
но ведь ужасно всё комично...

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-01-05 04:05 pm (UTC)(link)
Смешно было! Ей-Богу! Так хохотали! Хотя не нарочно это вышло...
Все эти "сокровища" советских времен и не годились для использования - над ними чахли, как Кошей над златом;)