serebryakovaa: (Default)
serebryakovaa ([personal profile] serebryakovaa) wrote2010-07-02 07:20 pm

История одного провала

Дело было давно. В другой стране, в другой эпохе, в прошлом веке, и даже, что греха таить, в прошлом тысячелетии.
СССР. Конец 70-х. Маленький провинциальный городишко в Тверской области. Мне было тогда 7 лет.
Был чудный летний день. Воскресенье. Мы с мамой отправились гулять по городу, а заодно навестить папу, который строил нам гараж в свой единственный выходной день. Все было замечательно. В тот день я была такая нарядная - в новом синем платье с белоснежной вышивкой на груди, в новых белых колготках (редкость в те годы), белых сандаликах. Картинка, а не девочка!
А надо Вам сказать, что даже малые дети в той стране знали, что такое «дефицит» и как трудно его «достать». А тут – идти по городу и красоваться в абсолютно новых вещах!
Моей маме повезло: я была удивительно аккуратным ребенком, берегла вещи, одежду, игрушки.
После прогулки, сияющая и взволнованная, я отпросилась погулять. Мои сверстницы, гуляющие во дворе, уже обратили внимание на мое новенькое платье.
-Может, вначале переоденешься? – спросила мама.
-Ну, мама… - взмолилась я, покосившись на девочек.
-Давай недолго, минут 15-ть погуляй, и домой! – сказала мама.
-Хорошо, - пообещала я.
Мама скрылась в подъезде, а меня обступили девочки.
Моя соседка Лариса Королецкая
(«Железная рука», помните? http://serebryakovaa.livejournal.com/15175.html),
тут же предложила пойти погулять «на стройку».
«Стройкой» мы называли пустырь рядом с нашим домом: там перманентно рыли котлованы и закапывали их, ставили заборы, разрушали и вновь ставили, варили гудрон, мешали цемент, разбрасывали стройматериалы, словом, создавали отличную декорацию для постановки Стругацких. Забегая вперед, замечу, что дом все-таки был достроен и заселен, во что мне самой верится с трудом.
Итак, Лариска подбила всех пойти на стройку, развела на «слабо». Подозреваю, что она сделала это нарочно, дабы отвлечь всех своих «вассалов» от созерцания моего шикарного наряда. Мне с самого начала не пришлась по вкусу эта идея, но Лариска вдруг поклялась, что «это всего на 15 минут» - и мы полезли через дыру в ветхом заборе. Шли гуськом: Лариска, далее еще несколько девочек, замыкала шествие я. Мы шагали по каким-то ящикам, перепрыгивали канавы и ямы с грязью, рискуя сломать себе руки-ноги.
Упорно и неотвратимо, как маленькие сталкеры, мы двигались в самый центр опасной «зоны»… Сказать, зачем мы с таким энтузиазмом стремились туда, я не могу, ибо до сих пор не знаю…
Болтая о всяких пустяках, мы смело поперли над ржавыми малопонятными предметами по перекинутой жердочке, которая прогибалась, поскрипывала, но держала. Когда я дошла до середины, жердь треснула и сломалась, а я провалилась по пояс холодную серую жижу. Самое жуткое, что ноги мои в белых сандаликах не касались дна. Я не могу вам передать, что я испытала в тот момент, по-моему, я даже не кричала, а только горькие слезы струились по моим щекам. Девочки схватили меня за руки и вытащили на твердую коробку.
-Это все ты! Ты!! – выдохнула я, указывая пальцем на Лариску, и с ужасом ощущая, как меня стягивает цементным корсетом.
-А я тебя сюда не тянула! – Нагло откликнулась Лариска, словно ждала моих обвинений, - Не хотела бы, не пошла бы. Откуда я могла знать, что там внизу такое?
Но мне было не до нее. Я сквозь слезы смотрела на свое платье, на колготки, на сандалии. Меня не пугала перспектива наказания в тот момент, я понимала, что заслуживаю хорошей порки.
Но при этом я осознавала, что сама себя наказала - загубила такие чудесные вещи. А ведь платье это мне подарила бабушка на день рождения!
Так домой и пришла - затвердевая на ходу, до пояса сверху - еще девочка, а внизу - статуя. И юбочка топорщилась, как пачка у фарфоровой балерины в бабушкином серванте.
Мама открыла мне дверь и просто остолбенела. Нет, она меня не наказала, и даже не ругала. Она с усмешкой отправила меня прямиком в ванную, поражаюсь лишь одному: как я смогла уложиться в 15 минут.
В подъезде под нашей дверью долго спорили детские голоса: обсуждалась возможность визита моих родителей к родителям Лариски. При этом Лариска на весь подъезд доказывала, что она «не хотела, чтобы так вышло» - голос ее звучал фальшиво и неуверенно.
Как дети любят кричать о своих секретах! Все думаю, может быть, у детей как-то иначе устроены уши…
Надо ли говорить, что мои родители не нанесли визит семейству Королецких.

Те белые колготки и сандалики не были обнаружены в кусках цемента. Надо было сразу к папе бежать – он как раз показывал мне в тот день, как делать кирпичную кладку…
Платье все-таки отстиралось, но стало сине-серым, утратив свой радостный васильковый оттенок. До сих пор помню его в шкафу – у меня не было больше желания его надевать.

А на стройку мы еще ходили, гораздо позже, когда недостроенный дом пялился на округу пустыми проемами окон, и вновь под предводительством Лариски. Но это уже совсем другая история.

[identity profile] martovski-cat.livejournal.com 2010-07-02 03:36 pm (UTC)(link)
С удовольствием прочитала и этот пост, и тот, на который ссылка! Хорошо! Ностальгия по детству))) Спасибо!

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-02 03:44 pm (UTC)(link)
Да, это уж точно;)

Только сейчас, когда писала, я вдруг поняла, что эта история - пример закона двойственности. Цемент там фигурировал дважды, а я даже и не замечала. Сколько мы смеялись над таким провалом: "Аида никогда не пачкалась. Ну, буквально пару раз, зато КАК!"

Спасибо Вам. А Лариску мне откровенно жалко. Из нее мог бы выйти замечательный тренер или преподаватель. В ней была харизма. Жаль, что все на водку сошло.

[identity profile] kuzulka.livejournal.com 2010-07-02 03:55 pm (UTC)(link)
Ну, это не бандитизм, это чистой воды несчастный случай!

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-02 06:11 pm (UTC)(link)
Если про цемент - то да.
А зная Лариску очень близко не один год, могу точно сказать, она замышляла какую-нибудь мелкую пакость - измазать меня, чтобы дома влетело. А тут ТАК повезло.
Вообще, я многие выходки в свой адрес по наивности лишь с годами, обернувшись назад, обнаружила.
Девочка из той же компании совсем недавно на одном сайте мне призналась, что все детство завидовала мне черной завистью: у папы руки золотые - вся квартира, как игрушка, целую комнату выделили под детскую и построили спортивный комплекс; мама шила и вязала для нас сестрой, книги, пластинки, игрушки; папа маму не бил, не пил и не курил; она вдруг вспомнила, как подбила меня нарочно помыть мой аквариум с рыбками, и потом пришла моя мама и мне влетело... Я забыла, а она вот вспомнила. знаешь, даже странно, я ей писала о каких-то эпизодах детских, о наших играх. о том, что мы до одури катались на огромных качелях, горланя песни Жанны Бичевской, а она лишь о зависти и "материальных благах" вспомнила))). Это так, к слову...

[identity profile] kuzulka.livejournal.com 2010-07-02 06:18 pm (UTC)(link)
Не, мои детские подруги с удовольствием вспоминают наши совместные бесчинства. Мы друг-другу не завидовали - примерно равные семьи, одна среда :)

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-02 06:28 pm (UTC)(link)
Может, потому это было, что моя семья была - как бельмо на глазу. Когда мы поменяли квартиру и переехали, на наше место въехала семья алконавтов, и квартира, прежде закрытая для Карпецких - стала местом пьянок. Как же они прикалывались над дизайном кухни: отец на одной стене наклеивал (очень стильно, кстати) этикетки от коньяка, а сам был вообще не пьющий. Так соседи злорадствовали: "так он, падла, бухал в тихую, а нами брезговал!"
Городишко маленький - ничего не скроешь.

[identity profile] kaplly.livejournal.com 2010-07-02 04:10 pm (UTC)(link)
Ужас! Травма могла быть на всю жизнь от такого. Это взрослые могут отнестись спокойно - была вещь и не стало, ну было и было. А детская душа, тем более девочки, которая только что была королевой,и вдруг... Чувство вины перед мамой, которая так старалась добывала - так ощутимы эти переживания! Сколько их подобных в жизни потом будет. Но детские - самые сильные,
А родители поступили правильно, особо на этой ситуации не фиксируя внимания: ребёнок итак пережил шок.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-02 06:32 pm (UTC)(link)
Мне было так стыдно именно из-за того, что я подвела, во всех смыслах... Очень точно тебе удалось передать мое состояние. Я была бы рада наказанию. Я себя винила именно за доверчивость и недальновидность. После того случая я стала осторожнее. Стала критически оценивать сомнительные предложения.
А мама - она просто молодец. это важно - суметь оценить ситуацию и поддержать в нужный момент.
Времена-то какие были. Казалось бы - колготки белые, а ведь больше мне их так и не купили за все годы обучения в школе. Просто - не достали.

[identity profile] mumrik-snussi.livejournal.com 2010-07-02 04:31 pm (UTC)(link)
О, это ужасающе -нет опоры - очень страшно.)

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-02 06:35 pm (UTC)(link)
Мы с мамой смеемся, когда вспоминаем: редко пачкалась. но метко.
15 минут и по пояс в цементе. "Какой хороший цемент!" (С)
Но на самом деле ТОТ ужас я помню до сих пор... Это было какое-то дикое сюрреальное ощущение отчаянья...

А про Шарикова ты не заметила?

[identity profile] mumrik-snussi.livejournal.com 2010-07-03 04:18 pm (UTC)(link)
Шариков - это Лариска)

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-03 05:32 pm (UTC)(link)
Нет, Шариков - это солдат из недавнего поста.

А Ларису мне жаль. Она не в той семье родилась.

[identity profile] e-nigma.livejournal.com 2010-07-02 04:36 pm (UTC)(link)
Да ушшшш... И в такой момент ощущение "Лучше бы башку разбил, но такие ценные вещи не испортил".

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-02 06:23 pm (UTC)(link)
Ты мне сейчас напомнил, Эрик, как один мой знакомый дядя с бородой рассказывал, как в детстве, в СССР, провалился на катке в полынью, вылез сам от страха: "Если батька узнает, что я провалился - убьет!" - побежал домой, заледенел весь на морозе, но добежал до прихода пьяного отца с работы, и они с мамой успели спрятать следы "провала"... Блин, хоть пост пиши! Ах, ты водка!

[identity profile] olenyatko.livejournal.com 2010-07-02 04:40 pm (UTC)(link)
волнующая история. сразу столько случаев из детства спомнила :))

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-02 06:36 pm (UTC)(link)
Вот и решила поделиться) Для меня жж - это всегда катализатор воспоминаний. Люблю посты друзей - они помогают вспомнить)))

[identity profile] elena-demidova.livejournal.com 2010-07-02 06:00 pm (UTC)(link)
Ох, да... Ох уж эта женская зависть - даже в детстве уже есть. А мама молодец, умница.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-02 06:19 pm (UTC)(link)
Лена, в том и дело, что зависть. В те годы я не понимала, лишь сейчас прозрела. Многое было написано в посте "железная рука" об этой девочке. И в комментариях к нему. У нее родители были алкаши, она ходила все лето в одном сатиновом сарафане. Часто выходила во двор с квадратиком черного хлеба, намазанным маслом и посыпанным сверху сахарным песком. Дети завидовали, просили откусить кусочек, но она гордо отказывала. А я только потом, увидев ее бродяжкой на заплеванном вокзале, вдруг поняла, что тот бутерброд был ее ужином при живых родителях.
Самое главное, что она была лидером, яркой творческой натурой, но все это погибло через равнодушие взрослых и водку.

А родители мои - были на тот момент уникальны. Построили нам с сестрой спортивный комплекс в детской, аквариум, книги, пластинки... Спасибо Судьбе, что я родилась в этой семье)
Спасибо за ваш отзыв. Всегда радуюсь вашим редким, но таким интересным заметкам. Особенно про кирпич мне понравилось, и про Родину вообще. Все надеюсь, что какой-то мой рассказ вызовет у вас желание вставить его в фильм)
Есть ведь хорошие зарисовки, хотя бы в этой папке "Рожденные в СССР".

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-02 06:41 pm (UTC)(link)
http://serebryakovaa.livejournal.com/87387.html

[identity profile] elena-demidova.livejournal.com 2010-07-02 06:51 pm (UTC)(link)
Да, спасибо, я читаю, и кстати, откладываю себе на память. Просто жизнь какая-то такая жесткая, что не хватает сил порой комментировать, надо формулировать. а сил нет. Вот. А здесь я просто засопереживала Вам маленькой. В этом-то и ужас таких ситуаций, что тебя разводят, а ты разводишься, ты еще не умеешь эти разводки распознавать, ты сама-то так не можешь по определению и ты даже уже понимаешь в процессе, что не надо идти, а все равно идешь, потому что иначе слабо... А та девочка тоже ведь до конца не понимала, что делает, наверное, просто внутри нее включался в этих ситуациях какой-то механизм, который заставлял ее это делать. Зависть это ж такая штука - если она в человеке есть - с генами или с неправильным воспитанием, то она возникает потом сама по себе, она ведет человека и он порой и понимает даже, а не может с ней справиться, а уж что говорить про ребенка который не понимает. ох. Вот. Сопереживала я Вам.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2010-07-02 07:06 pm (UTC)(link)
Спасибо. Вот и я так же - читать еще есть время, а комментировать - не всегда. Хотя читаю и сопереживаю)
Спасибо Вам! Вы здорово написали - так и было. А самое обидное, что судить по себе нельзя в любом возрасте. А мы покупаемся, судим по себе и пожимаем локоть, а не ладонь.

А как ребенку донести, что вокруг не все "чистые, добрые и светлые"...
Я все время прозреваю, оглядываясь назад: "Ах, так вот что ЧТО там было?" - в основном, мотивация примитивная и страшная своей примитивностью - зависть или злоба.

В другой раз она нас развела прыгнуть со второго этажа стройки, какими-то пафосными лозунгами, советскими: "Кто не прыгнет, тот - продажная шкура!". И я прыгнула самая первая. И другие. А Лариска не смогла. И потом что-то там лепетала о том, что это была проверка, но все увидели - струсила.
А я спустя годы узнала, что у меня травма в коленях. Не выросла - осталась маленького роста. Урок на всю жизнь)

[identity profile] dodrg59.livejournal.com 2011-02-05 12:29 pm (UTC)(link)
Представляю ужас маленькой девочки. А мама Ваша - молодец!
Лариску все-таки жалко - такой талант и такую сильную натуру некому было направить - и вышло то, что вышло.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-02-05 12:33 pm (UTC)(link)
Мама - просто уникум! Большинство наших девочек знали, что такое порка ремнем. А меня даже не ругали.

Лариску жалко. И это - на всю жизнь.
Пересматривала как-то свои записи - обнаружила листки из школьных "анкет". Лариска оказалась "скорпион" по знаку. И точно - там такая была сила и энергия.

[identity profile] lidiamp.livejournal.com 2011-07-03 05:57 pm (UTC)(link)
Потрясающий рассказ, Аида! Я его раньше не читала, хорошо что заметила ваш коммент у Тамары.

А я тоже один раз в цемент залезла. Правда всего по щиколотку, и была я при этом в сапогах (поздняя осень). Но ощущение не из приятных.

У меня тоже была в подружках такая "Лариска", подбивала на разные дурацкие поступки и пакости, и тоже умела нажать на нужные кнопочки характера. Так что прекрасно понимаю вас.
И так жаль бедную маленькую Аиду:) Испорченная одежда, расстроенная мама и ощущение, что тебя "подставили", очень противное ощущение, потому что коришь себя за то что пошла на поводу у такой манипуляторши.

[identity profile] serebryakovaa.livejournal.com 2011-07-04 05:52 pm (UTC)(link)
Вот такая она - Железная рука)

Значит, Вы меня понимаете! Жуткое ощущение!
В другой раз она нас развела прыгнуть со второго этажа стройки, какими-то пафосными лозунгами, советскими: "Кто не прыгнет, тот - продажная шкура!". И я прыгнула самая первая. И другие. А Лариска не смогла. И потом что-то там лепетала о том, что это была проверка, но все увидели - струсила.
А я спустя годы узнала, что у меня травма в коленях. Не выросла - осталась маленького роста. Урок на всю жизнь)

Мне было так стыдно именно из-за того, что я подвела, во всех смыслах... Очень точно Вам удалось передать мое состояние. Я была бы рада наказанию. Я себя винила именно за доверчивость и недальновидность. После того случая я стала критически оценивать сомнительные предложения.
А мама - она просто молодец. это важно - суметь оценить ситуацию и поддержать в нужный момент.
Времена-то какие были. Казалось бы - колготки белые, а ведь больше мне их так и не купили за все годы обучения в школе. Просто - не достали.

Благодаря комментариям, я поняла, эта история - пример закона двойственности. Цемент там фигурировал дважды, а я даже и не замечала. Сколько мы смеялись над таким провалом: "Аида никогда не пачкалась. Ну, буквально пару раз, зато КАК!"