e_nigma журналу и человеку
Всякий раз, как кладу в суп лавровый лист, вспоминаю такую картину из моего детства: огромный дом брата моей прабабушки, Василия Федоровича Каменкова, дяди Васи, как называли его все в нашей семье; тарелки с горячим супом на большом столе, и улыбающихся детей: Анечку и Олега, которые обедали и радовались, обнаруживая в тарелках листики лавра благородного:
«О, мне придет маленькое письмишко!» - сообщала Анечка, демонстрируя брату крохотный листик;
«А мне – длинное письмецо, но немного порванное…» - братец Олег укладывал продолговатый, чуть покоробленный листик на край своей тарелки.
Олег и Анечка гостили на каникулах у дедушки и бабушки в деревне Шарапкино, но ждали писем от родителей из Ленинграда.
Дочери дяди Васи: Татьяна – мама Анечки и Валентина – мама Олега, были кузинами моей бабушки Аиды. Сама я приходилась Ане и Олегу троюродной племянницей, и нас, детей, забавляло, что при этом я на пару лет старше тетушки и дядюшки.
Мы проводили дни в палисаднике, где дядя Вася соорудил для нас игрушечный домик с окошком. В домике был столик, за которым мы играли в детское «фруктовое» домино. До сих пор помню тюль на окошке…
А за окном игрушечного дома пролегала тропинка, по которой мы с моей прабабушкой Лидией Федоровной ходили в лес за грибами. Далее следуют, как кадры старого кино, первые мои находки в лесу –яркие сыроежки, и семейство подосиновиков: мал, мала, меньше, хвоинки на клейких кирпичного цвета шляпках…
Ароматы леса и луговых трав, пряная красота осени, вены на бабушкиных руках, напоминающие прожилки на листьях клена… или наоборот, кленовые листья мне нынче напоминают руки моей прабабушки…
Тут же всплывает в памяти обложка книги Ирвина Шоу «Солнечные берега реки Леты», хотя сам рассказ с этим названием не помню… Почему вдруг «река Лета»? река жаркого лета…
Может быть, потому что нынешним летом родная река Межа, разделяющая город Нелидово и деревню Шарапкино, зыбкое «сейчас» от надежного «тогда», совсем обмелела, и мы переходим ее вброд, минуя деревянный мост, повисший над прозрачной водой скрипящим коромыслом.
От реки я поднимаюсь в гору на красивый холм, чтобы скорее увидеть дом дяди Васи…
Казавшийся огромным в детстве, ныне он небольшой, ветхий, до крыши заросший гигантскими сорняками, тлеет под заржавелым замком в тиши и забвении. Липовая аллея, ведущая к дому, была посажена, когда моя бабушка Аида была девочкой… Ныне дорожка под липами заросла, оставшиеся жители деревни протоптали новую. Аллея, некогда тенистая и прохладная, зияет солнечными пятнами, как старый гребень, провалами зубцов…
Окунаясь в воду родной моей реки Межи, в мареве небывалой жары 2010, я уже не жалею, что фотоаппарата нет, и все вокруг бренно – и проделки сына в воде, и травы в человеческий рост, и росчерки ласточек в пронзительно-синем небе…
О, как скоротечна жизнь!…
Будьте азартны каждый день, но находите минуту-другую на то, чтобы поделиться своей радостью с ближними и родными. Мы не вечны, увы…
Посвящаю
Эрику, который этим летом написал и разослал по почте рукописные письма своим жж-друзьям
Спасибо за теплоту и внимание!