serebryakovaa: (Рассказ)
[personal profile] serebryakovaa
Начало Здесь

Предыдущая глава Очень теплый сентябрь

***

После того памятного разговора, в комнате «13, а посередине 7» появилось огромное, как парус, расписание занятий. Яна торжественно заводила пузатый будильник, про который все шутили, что он годен лишь на забивание гвоздей – будильник частенько засыпал на своем посту.
-Саботажник! – ругалась всякий раз Яна, встряхивая будильник и прислушиваясь.
-Это он от скуки задремал, - оправдывала «пузатика» Ирка и включала будильник своей модной «Электроники» - часы с серебристым браслетом достались ей в наследство от брата, когда тот ушел в армию.

Игнорируя отказ «техники», девы упорно занимались 50 минут, затем Яна проводила зарядку для глаз, а Ирка дурашливо разминала руки: «Мы писали - мы писали, наши пальчики устали!» … И они снова продолжали заниматься.

Лишь по субботам девочки выходили «в свет». Чаще всего это были «культпоходы» в театр или в музей для студентов Горного института. Но вскоре их первый курс разделился на компании. Яна примкнула к любителям «классики», а Ира – к сторонникам «попсы».

Яна наряжалась в свое лучшее платье, белое в черный горошек, и, прихватив с собой белые туфли на шпильках, направлялась в свой любимый Театр Оперетты.
Ирка скупала билеты на все концерты в «Олимпийский».

***
Однажды вечером Ирка, смущаясь и краснея, попросила у Яны тушь для ресниц.
-Блин-компот! – изумилась Янка, - Неужто жених приснился? А?
Ирка только рукой махнула.
-Признавайся! – подзадоривала подругу Яна.
-Помоги накраситься, скажу! – хитро прищурилась Ира.

Дважды повторять не пришлось: через 15 минут Ирка могла полюбоваться на себя в зеркало.
-Эх, - сказала Ирка с удовольствием, - Оказывается, если меня умыть и припудрить, я очень даже ничего…
-Ну, не томи! – взревела Яна, - Кто?
-«Зайчик»! - раскинула руки для объятия Ира, - С этой субботы начинаются концерты!!!
-Тьфу! – с досады плюнула Яна, - Стоило так стараться!
-Думаю, стоило, - невозмутимо ответила Ира, разглядывая себя в зеркало. – А я, оказывается, даже и симпатичная! – добавила она совершенно серьезно.
-А то ты не знала! – ехидно отозвалась Яна.
-Не знала, - призналась Ира, - Мама всегда говорит, что девушку украшает скромность, но теперь я вижу, что и тушь девушкам совсем даже не вредит. Слушай, а мне ведь помощь твоя нужна! – нахально добавила новая красавица.
-Ах, как я удивлена, дитя мое! – шутливо отозвалась Яна, - И на кой, простите?
-Мне перевод выслали, - Ирина протянула подруге бланк извещения.
Изучив бланк, Янка громко присвистнула:
-Экая прорва денег!
-Родители хотят, чтобы я купила себе модное пальто. Поможешь?

***
Теплые осенние денечки сменились студеными ветрами. Ударили морозы. Ира форсила в новеньком красном пальто. Ясноглазая, чернобровая, она была дивно хороша в своем наряде.
Однажды на улице Горького Ира услышала чужие слова:
-Девушка от Славы Зайцева! – воскликнул ей вслед мужской голос, - Русская красавица!

От неожиданности Ирина зарделась. Мужчины на нее оглядывались, а Ирка только улыбалась, впитывая чужое восхищение.

Теперь она подкрашивала глаза и губы, купила себе бигуди и, как шутила Яна, «прописалась в долине пудр и теней».
-Смотри, отощаешь! – подсмеивалась Янка, наблюдая ее еженедельные суетливые сборы на концерт, - Ты же туда, как на работу ходишь!
-Я не могу пропустить! – отмахивалась Ирка колготками, - Как же ты не понимаешь!
-Да-а-а, - притворно сокрушалась Яна, - Без тебя «Зайчики» выть не начнут!
-Да что же мне надеть? – уже не слушала ее Ира, - В этой юбке я уже ходила! Попрошу у девок джинсовое платье!
Ирка выскакивала из комнаты прямо в бигуди, и возвращалась, груженая ворохом разнообразного тряпья. Она примеряла чужие наряды, пытаясь разглядеть себя в небольшое зеркало. Миг, и очередная тряпка летела в кучу забракованных.
-Понюхает, погладит! «Мартышка и очки!» – комментировала эти примерки Яна.
-Ну, что же мне выбрать! – Ирка прыгала в одной «комбинации» от кровати к шкафу и назад…
-Воооо, заметалась Дуня по сараю! – хохотала Яна, - Надень ты джинсы и свитер, уж точно не замерзнешь!

Но Ирка уже вцепилась в коротенькую черную юбку с кокетливой оборкой.
-И куда ты намылилась в таком виде? – рассердилась Яна.
-Там программу «Шире круг» снимали в прошлую субботу! Представляешь! – тараторила Ирка, спешно натягивая на себя чужую юбку, - Я ведущего видела – Игоря Скляра, как тебя сейчас!
-Пойдем со мной в театр! Ты половину «Голубого огонька» живьем увидишь! А как Татьяна Шмыга поет! – приглашала Яна.
-Давай лучше со мной! – заманивала Ира, - Я еще и за автографами пойду, вот увидишь!
-Не знала, что зайцы умеют писать! – огрызалась Яна.

И каждая оставалась при своем…

***
…Она не появилась к 23 часам, когда закрывали проходную в общежитии, и Янка всей кожей ощутила, что Ира попала в беду. Всю ночь Яна не могла уснуть, вставала и долго-долго смотрела в окно на троллейбусную остановку, силясь увидеть там знакомую ладную фигурку в высокой каракулевой шапке.

-Вот пусть только явится, и я… я… я ничего ей не скажу! – клялась самой себе Яна.

В шесть утра Яна поднялась разбитая неизвестностью, и принялась искать в записной книжке телефон куратора группы, не рассчитывая, впрочем, на его помощь, а лишь желая занять себя хоть чем-нибудь…
Она снова подошла к окну и глянула в надежде на остановку – густые сумерки не спешили уступать место солнечному свету. Янка прилегла на кровать с учебником английской грамматики и незаметно для себя задремала.

Яну разбудил звон ключей. В комнату вошла Ира в пальто, и Янке на миг показалось, что Ира вернулась от порога, что-то забыла, и не было этой бесконечной ночи ожидания и страха.
Ирка прошла в середину комнаты и осмотрелась, словно, и правда, что-то забыла, наконец, она обнаружила на книжной полке свою заветную кассету, схватила ее двумя руками, поднесла к лицу и с треском разломила. Из пластикового корпуса вывалилась узкая коричневая лента, и Ирка попыталась ее разорвать, да только запутала, скомкала и отбросила в дальний угол комнаты.

Янка смотрела на Иру, боясь пошевелиться или проронить звук.

Забыв про кассету, Ира вцепилась в плакат над своей кроватью. Задыхаясь от ярости, Ира превратила глянцевый снимок в шершавую бахрому, тяжело вздохнула и привалилась ничком на свою кровать прямо в пальто.

Янка автоматически отметила про себя, какие белые у Иры ноги, но почему-то все в ссадинах и синяках, и только потом ужаснулась, что капроновые колготки разорваны в нескольких местах, словно их рвали нарочно.
«Рвали нарочно, нарочно…» - завертелось у нее в голове.

Яна внезапно все поняла, и ей стало нестерпимо душно, страх разливался по груди, не давая дышать.
В первый момент она решила позвонить маме. Яна встала и поправила пояс на домашнем платье, накинула жакет и взяла с тумбочки кошелек с пятнашками. Яна тихо вышла из комнаты и заглянула в ванную, где было зеркало – собственная бледность потрясла ее.
«Звонить? Как звонить? Что сказать?» - Яна бессильно опустилась на край ванны и повернула вентиль.

Под шум воды она поняла, что никуда не пойдет, и звонить никому не станет, да и чем может помочь мама на другом конце страны, только испугается за нее…

«Нет-нет! Родных тревожить нельзя!» - это Янка решила твердо. – «Но надо же что-то делать! Что же делать?» - крутилось у нее в голове, пока она сидела у раковины, подставив ладонь под струю воды.
Яне показалось, что прошел час. В блоке стояла тишина. Только вода журчала в раковине.
-Гробовая тишина… - прошептала Яна, - Мамочки! Её нельзя оставлять одну! – Янка уже бежала в комнату.

Ирина все так же лежала на своей койке, уткнувшись лицом в стену.
Яна решительно подошла и села рядом с ней:
-Ира, что случилось?
-Лучше не спрашивай… - хрипло отозвалась Ира.
-Ир, я не отстану, ты ж меня знаешь, - очень тихо начала Яна, - я вызову милицию сейчас, «скорую», позвоню в деканат и твоим родителям…
-НЕТ! – крикнула Ира с отчаяньем, и села на кровати, впиваясь пальцами в Янкину руку, - Не звони! Я расскажу все. Только ты клянись, что никому не расскажешь!
-Честное пионерское, – полушутя поклялась Яна.
-Честью твоего отца клянись! – потребовала Ирина.
-Клянусь честью моего отца, - поклялась Яна.

И тогда Ира, как содержание скучного фильма, рассказала, как вчера в антракте пошла за автографами, и столкнулась с приятным мужчиной, который представился продюсером «Солнечного зайчика», обещал познакомить со всеми певцами, ухаживал, пригласил в гости; и уже в квартире злорадно сообщил, что деваться ей некуда – 16 этаж, а дверь закрыта, и будет лучше, если она по-быстрому разденется сама.

-Я бы ни за что не согласилась! – взорвалась Яна.
-Думаешь, я согласилась? – Ира попыталась улыбнуться разбитыми губами, - Пыталась убежать, но он был сильнее. Он меня подтащил за шкирку к окну, сказал, что вытолкнет вниз…

Яна вновь ощутила дурноту подступающего страха.
-Тут я словно окаменела, - призналась Ира.
-Ир, пойдем в милицию! – предложила Яна.
-Нет! Никогда! – Отмахнулась Ира.
-Да и я бы не пошла, - призналась вдруг Яна. – Вот родители нам сразу дали бы дельный совет…

Ира с мольбой взглянула на Яну.
-Знаю, - кивнула Яна, - нельзя им говорить! Значит, сами будем разбираться!
- Чего тут разбираться! – дернула плечом Ира, - Я сама виновата! Он мне так и сказал, что приличные девушки за кулисы к артистам не рвутся, и виновата только я, и цена мне - три рубля!
-Да что ты такое говоришь?! – воскликнула в ужасе Яна.
-Он мне дал пятак и трешку, - Ира достала из кармана мятую бумажку, - Сказал: «Честно заработала, а больше и не стоишь!» - Ирка осеклась, словно поперхнулась своими словами.
-Гад ползучий! – Янка рычала, уже не сдерживая слезы. – Он – маньяк, понимаешь! Он должен в психушке сидеть, а ты за ним его бредни повторяешь! Нужно вызвать милицию и ехать прямо туда! Какой там адрес?

-Я не знаю! - простонала Ира, - Он вытолкал меня из квартиры, и я побежала… А вокруг новостройки. Ни людей, ни метро. Только грязь и мостки над лужами. Я бегала от дома к дому, все не могла сориентироваться. Указателей нет, номеров на домах нет… Потом притормозил автобус, водитель сказал: «До метро довезу»… Зашла в метро, «заработанный» пятак пригодился! – Ирка хмыкнула.
-А какая была станция, Ира? – аккуратно спросила Яна.
-Не помню… - покачала головой Ирка, - Все ехала и ехала, а потом в вагон стали входить люди, и я стала выходить и пересаживаться со станции на станцию. Очнулась на Площади Ногина.
-А зачем ты выходила, Ира? – удивилась Яна, - Думала запутать этого идиота? Ты думала, он за тобой следит?

Ирка опустила глаза и отрицательно мотнула головой:
-Мне было стыдно. Мне казалось, что все на меня смотрят…

Подруги замолчали.
Ирка сидела на кровати, обхватив себя руками, и едва заметно качалась вперед-назад, словно пыталась саму себя убаюкать.
-Я сама виновата… сама виновата… - шептала Ирка снова и снова.
-Ага, щаз! – Яна схватила Иру за плечи, - Сама виновата? А этот гад – Неуловимый мститель, да? – Яна трясла Иру, словно хотела ее разбудить, - Борец за нравственность?! А мы значит, сразу сдались и ручки подняли? Во!!! – Яна сложила кукиш и показала его Ирке, - А на кой, простите, он тебе внушал, что виновата ты? Ты не подумала об этом? – сурово спросила Яна.

Ирка посмотрела на нее и беспомощно пожала плечами.
-Да чтобы ты себя винила! Чтобы в милицию не пошла! – объяснила Яна, - И вот ты сидишь и ругаешь себя! Так это ты его принуждала и била?!
-Яна, но как же так, - Ира обхватила руками свою голову, - я только сейчас поняла, что ничего не помню… ни-че-го…на домах даже номеров не было, как нарочно…
-Вот! Именно! – Яна вскинула к потолку указательный палец, - Нарочно! Он знал заранее, куда повезет свою жертву! Он это все запланировал!

Ира содрогнулась.
-Как он тебе представился? – сурово спросила Яна.
-Борис Плеткин, продюсер группы, - ответила Ира.
-И ты сразу поверила? – уточнила Яна.
-У него на пиджаке была такая карточка, там было написано что-то по-английски, и это имя. Еще он был в шикарном прикиде, волосы длинные, черные очки…
-Подожди, - перебила Яна, - А этого продюсера так и зовут?
-Да, - Ира кивнула.

Девушки замолчали на долгие пять минут.

-Вот не думала я никогда, что у меня все будет так… - сказала Ира, глядя в окно, она хотела добавить «в первый раз», но не договорила – слезы хлынули у нее из глаз.
Она рыдала навзрыд, как это бывает только в детстве, она кричала и кусала свою руку, но
слезы никак не кончались, словно где-то под солнечным сплетением прорвало невидимую плотину.
Она хотела свернуться клубком, стать точкой, спрятаться, исчезнуть… Скрыться от своей памяти, от своего стыда, от этой бесконечной боли…

Большая теплая ладонь накрыла ей затылок и погладила.
-Я – грязная, - задыхаясь простонала Ира, пытаясь сбросить с себя руку Яны.

И тут Яна вспомнила, как после первого класса поехала с мамой впервые через всю страну к своей бабушке в Курскую область. Вспомнила, как пошла играть с другими детьми к пруду, и соседский мальчишка, конопатый Санька внезапно столкнул ее с мостков прямо в тину: «Толстая бочка, родила сыночка! Не успела пятого, родила десятого!» - орал он и кривлялся.
Яна не знала, как прибежала домой, помнила только лающий смех за спиною и ноги свои по колено в глине, словно в липких валенках… А потом бабушка Нюра вымыла Яну в корыте с головы до ног, приговаривая: «Вода смоет все, всю грязь и слова худые смоет…».

..Яна подхватила Иру и решительно потащила ее в душ.
Яна мыла Иру, как малого ребенка, приговаривая бабушкины слова: «Ничего, вода все смоет, всю грязь!».

Продолжение следует…


This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
No Subject Icon Selected
More info about formatting

Profile

serebryakovaa: (Default)
serebryakovaa

Most Popular Tags

August 2013

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
181920212223 24
25262728293031

Style Credit