serebryakovaa: (Default)
[personal profile] serebryakovaa
Из цикла «ЛЕЛЯ И МИНЬКА» РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много! Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево. А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.
А моей сестрёнке Леле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестрёнка Леля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
— Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
Леля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Леля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
Я говорю:
— Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
Леля говорит:
— Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
Я ей говорю:
— А я, Лелища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.
Леля говорит:
— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лелей убежали в другую комнату.
Леля говорит:
— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:
— Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.
Наша мама говорит:
— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.
И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
— Леля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
Леля сказала:
— Это Минькина работа.
Я дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Это меня Лелька научила.
Мама говорит:
— Лелю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
И я сказал:
— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
И та мама сказала:
— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.
И тогда ещё одна, третья мама, сказала:
— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестрёнка Леля закричала:
— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошёл наш папа.
Он сказал:
— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:
— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.
И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

Date: 2010-12-22 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] feen-morgana.livejournal.com
Лелю и Миньку обожаю с детства, особенно, когда Ильинский читал. Сейчас ребенку читаю регулярно - хохочет!

Date: 2010-12-23 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
Мы и читаем, и пересказываем друг другу;)
Совершенно согласна - невозможно не любить эти замечательные рассказы, стиль, язык, интонацию... Ильинский читал бесподобно!

Ань, так приятно наше созвучие)))

— Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
!!!!!!!!!!

Date: 2010-12-24 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] feen-morgana.livejournal.com
И мне приятно ужасно! "А я, Лелища, как подставлю к елке стул..." Чаще всего само собой вырывается:"Уходите все, и детей своих золотушных забирайте! Тогда все подарки нам достанутся!"
А как я люблю его рассказы о Ленине. ООООООО!!!!!!!!!!!!!

Date: 2010-12-24 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
Ой, а я о Ленине почему-то не помню)))
Как же так?!
надо, нет просто НЕОБХОДИМО, найти и разыскать!

Я тоже про Золотушного ребенка люблю! А про калоши!!
А про "люблю хворать дома"? Я подло вывешиваю здесь в жж рассказы Зощенко, О.Генри и моего любимого Савицкого Дмитрия.
Исключительно ради тех, кто не читал еще.
С гордостью могу сказать: не напрасно!

Date: 2010-12-24 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] feen-morgana.livejournal.com
А про масло и папиного начальника? Я до сих пор не понимаю, почему большевики печатали его рассказы про Ленина - там такой стеб откровенный!!!!!
И правильно делаешь, что рассказы вывешиваешь. Иногда, чтобы натолкнуть человека - надо так немного.

Date: 2010-12-24 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
Да, сейчас я вспомнила, просмотрела рассказы и вспомнила - это стеб в духе Венечки Ерофеева;)

Почему они издали это?! мы ведь в школе эти рассказы читали)))

Date: 2010-12-24 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
http://serebryakovaa.livejournal.com/157956.html

Здесь рассказ Дмитрия Савицкого.
Может быть, ты захочешь посмотреть.

Date: 2010-12-22 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Ага, если учесть, какими страшными депрессиями он страдал, как вообще изломана была психика, - то да, "сравнительно весёлый". :)

Date: 2010-12-23 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
Да, это точно подмечено. Я однажды прочла случайно небольшую книгу по психологии, в которой был приведен дневник Зощенко, и настоятельные рекомендации читателям от составителей книги не повторять его опыт. В дневнике Зощенко подробно разбирал, в чем же причина его нервозности, депрессий и скверного физического самочувствия. Разобрав все свои детские воспоминания по косточкам, он самостоятельно пришел к выводу, что всему виной недостаток молока у его матери.


А рассказы это всегда перечитываю с огромным удовольствием)))

Date: 2010-12-23 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Ой, да если бы только это!
Там у него сплошной ужас был: и громовые раскаты при кормлении, и мать на него упала при грозе (потеряв сознание) и опять-таки при кормлении, и по-живому, без анестезии, ему операцию делали во младенчестве, и потом почти у него на глазах любовника соседки застрелил разгневанный муж (ребёнок видел труп, слышал крики и выстрелы).
Вот у него и образовалась патологическая цепочка еда-женщина-смерть...
Это Вы имеете в виду "Перед восходом солнца"? или "Повесть о разуме"? Это выходило в двух вариантах, более полном и сокращённом.

http://lib.rus.ec/b/148039/read

Date: 2010-12-23 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
Именно это, точно))) - "патологическая цепочка еда-женщина-смерть..."
Не могу нынче вспомнить, как сия книга называлась, так как это была узко-специальная брошюра для факультета психологии, с многочисленными комментариями, сводящимися к тому, что "автор действовал неверно, но случайно стал двигаться в нужном направлении анализа и сделал случайно верные выводы и бла-бла-бла... не повторяйте это сами, обратитесь к врачу..." - что меня в мои 22 года натолкнуло на желание повторить опыт Зощенко;)
Полагаю, там был усеченный текст дневника.

Вот я была уверена, что Вы сразу поймете, о чем я;)

Date: 2010-12-23 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Повторять действительно не надо - он там, бедняга, так радовался, что полегчало в результате "самопсихоанализа"... А потом случилось откатное движение маятника, и его накрыло окончательно.
Я вообще глубоко убеждена, что нельзя безнаказанно вторгаться в те области сознания (и жизни), которые от нас милосердно закрыты.
Это как расщеплять атомное ядро, а потом удивляться, что рвануло.

Date: 2010-12-24 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
Я знаю, как Вы к этому относитесь, по Вашим комментариям в журнале Наташи (kaplly).
И да, и нет. То что совсем уже закрыто - ломиться не стоит, тут я согласна. Жить нужно по течению, а не против шерсти.
А уж коли сама Судьба приоткрывает завесу тайны, как тут не вспомнить банальное - "Познай себя!"?
маленький пример: Я с самого детства жутко боялась быть обезглавленной. Вот начиталась сказок и так меня поразило до глубины души, что кому-то голову отрубили на плахе. Сестра моя напротив боялась быть повешенной. Вот откуда это? После книги Зощенко, я докопалась до причины: я родилась "вперед ногами" - мне едва голову не оторвали, даже боялись врачи, что они меня тянут, а я уже неживая. Сестра моя, как оказалось, была крепко обмотана пуповиной, полу-задушена. И к счастью, постепенно страх мой улетучился.

Спасибо за Ваш комментарий, я столько всего вспомнила. Вот тут же выпал такой "лоскуток" об одном занятном дядечке, который гулял от супруги направо-налево и скромно пояснял, что супруга его не вышла формами, а он предпочитает дам с огромным бюстом, цитирую: "Потому что, вероятно, это у меня с детства, я долго думал и понял, что мне видно от мамы мало молока доставалось!" - но тот персонаж сам себя "подогнал" под свой порок и о Зощенко не слыхивал.

Date: 2010-12-24 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Вот-вот. Сцилла и Харибда, и не одна: с одной стороны подстерегает профанация, с другой - ломка УПС (устойчивого патологического состояния, когда организм и физически, и психически приноровился к своим болезням, перекосам и неправильностям) и в итоге необратимые последствия (я столько знаю случаев, когда дамы от разных методов "очистки" организма по всяким Семёновым и т.п. стремительно пришли к раку: открыли пути для свободного развития того, что раньше было как-то "капсулировано", закрыто, зацементировано шлаками и проч.), с третьей стороны - "поскучнение" личности, превратившейся в норму и утратившей способность творить (потому что творчество, талант, гений - это патология в той или иной степени)... С четвёртой... И несть им числа.
Поэтому: во всём мера и крайне осторожный подход, а вмешательство, как и хирургическое, - только по жизненным показаниям.

Date: 2010-12-25 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
Совершенно согласна!

А все эти методики "уникальной очистки": люди часто не задумываются о том, что после этой самой такой правильной чистки вновь вернуться к оливье с майонезом (в самом лучшем случае).
В одном городке G (что-то меня прибило его жителей вспоминать, уж извините) восторженные дамы стремились попасть в местный профилакторий, где "так чудно выводят шлаки из печени, и она становится, как у младенца!". В один жуткий день местного богача в этом профилактории "почистили" и выписали, с "печенью, как у младенца". А он на радостях покушал пива с пиццей. Даже до утра не дожил. "Скончался в страшных судорогах".

Согласна. Самое важное - осторожность. Как в русской сказке:
"Подними руку, да не опусти. А сердце - скрепи!".
Спасибо;)

Date: 2010-12-25 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Вы никогда не видели фильм "Ваш выбор, мадам"?
Очень милый такой французский фильм, где очень мило подтрунивают над психоанализом.
Очень его люблю (фильм, но и психоанализ, точнее, тему психоанализа).

Date: 2010-12-25 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
Тамара, этот фильм не смотрела, к сожалению.
Анализ во всех видах хорош, было бы что проанализировать;)
Я чураюсь фанатизма, когда все стараются измерить общим аршином.
Мое общение со студентами факультета психологии оставило довольно обширную коллекцию «лоскутков» на тему того, как люди запутались в «соломинках» и «бревнах».

Date: 2010-12-25 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Так давайте их скорее сюда - лоскутки!

Date: 2010-12-25 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
А про Мотю не читали?

"Щенок" http://serebryakovaa.livejournal.com/60070.html
«Абсолют понимания»
http://serebryakovaa.livejournal.com/82775.html

Ну, вот парочка;)

Лоскутки превращаются в рассказы почему-то.
Хотя, признаюсь, давно пишу роман в стол. А жж - дисциплинирует;)

Date: 2010-12-25 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
О да, и ещё как!

Прочитала, очень интересно.
Можно такую "прикладную хрестоматию" по психологии составить... :)))

Date: 2010-12-25 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
Ну, в общем можно составить;)

Так уж получилось, что сама Госпожа Судьба предоставила возможность старых знакомых с факультета психологии узреть спустя 12 лет. Круг замкнулся. Поучительно. Несколько занятных сюжетов получила, поразившись в очередной раз прозорливости провидения.
К сожалению, краткость - не мой конек. У меня "долгие вечера с барменом" получаются.

Спасибо, приятно слышать, что Вы прочли.

Date: 2010-12-25 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] tamara-borisova.livejournal.com
Сердцу тексту не прикажешь. :)
О, это редкая удача - наблюдать "отдалённые результаты"... :))

Date: 2010-12-26 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] serebryakovaa.livejournal.com
Еще и себя можно проверить: как ты людей оценивал прежде и что на самом деле "выросло" из отношений.
И еще можно видеть, что сочинив врагу/отрицательному герою в романе какую-то напасть (в качестве расплаты), ты ох как продешевил! Жизнь наказывает строже.
"Что жизнь сама таких накажет строго!
Тут мы согласны. Скажи, Серега!..."

Date: 2010-12-26 11:24 am (UTC)

Profile

serebryakovaa: (Default)
serebryakovaa

Most Popular Tags

August 2013

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
181920212223 24
25262728293031

Style Credit