Нет, Катулл - это моя студенческая увлечённость. Я изучал иностранные языки, выучивая наизусть стихи прославленных поэтов. Это отличный способ и пополнить словарный запас, и обогатить себя духовно. Если стихотворение на иностранном языке я запоминаю, то по прошествии какого-то времени оно "сомо собой" переводится по-русски. Так появились эти два перевода из Катулла. Кстати, они оказались роковыми для моей юности. У меня была своя Лесбия и она поступила со мной, блин, так же как с Гаем Валерием.
Знаете, у каждого из нас была своя "Лесбия", такова жизнь... Но безответная любовь дает много эмоций и переживаний для творчества. Она нужна творцу, как и любому человеку.
Катулл умер от любви в очень молодом возрасте. Стихи его чудом дошли до современников - список обнаружили в эпоху возрождения, кажется, в Вероне. Катулл - первооткрыватель великой любовной темы. По латыни она звучит очень красиво: nolli et amo. "Ненавижу и люблю". Великим продолжателем этой темы был Бодлер. Его цикл, посвящённый Жанне Дюваль написан в традиции катуллианского корпуса.
Остается лишь благословить всех их - роковых женщин (и мужчин) - Возлюбленных, которые заставляли творцов ТВОРИТЬ стихотворения, поэмы, романы, картины....
Аида! Наша с тобой переписка оказалась настолько небесполезна, что вдохновила меня продолжить тему Катулла и Лесбии, но уже с привязкой к современности. Дожен же Гай Валерий когда-нибудь отомстить этой Клавдии Пульхер (настоящее имя Лесбии). Вообще-то, мстить женщине некрасиво. Но меня всегда привлекали трудные задачи. Если у тебя найдётся время, прочти мой роман "Луна", посвящённый Ренате Литвиновой. Благодаря нашей переписке, я придумал к нему эпилог. Кроме дневника в Интеренете я каждый день веду сонетный дневник - просыпаюсь ночью, пишу три-четыре текста. затем сплю опять. Утром просыпаюсь и не помню, что написал. Но сон лунатика остаётся на бумаге! Итак, вот эти три текста, написанные сегодня.
Дела зла всё равно на лице, Лесбиянка, и после подтяжки Кожи будут видны – слишком тяжки Складки адских гримас при конце Содроганий. Живёт в их чтеце Наблюдательница, без затяжки Анаши видящая мультяшки – При убийственном дева словце! Лучше было б совсем без следа Жизнь прожить, чем такой след оставить. Девы сердце из горного льда, Потеплеть её к вам не заставить. В теле мужа живёт дева. Ей Хорошо в сильной стати своей!
Черты лица стали столь злы, Что за улыбку их не спрячешь. Ты думала, что Бог незряч, ишь, Но грим из пепла и золы Мрачен не так, как тьмы узлы – Не узы брака! Чем бодрячишь Ноздрю? Как куздра ты кудрячишь Бокра иль бокр твои гоздлы? Стали столь злы черты лица, Что их не спрячешь за улыбку. Повесь себе на шею глыбку, Да и сотрись с земли лица. Сторонница женосолжизни, Лучше сама уйди из жизни!
Простит ли Лесбию Катулл Ради любви, хоть и несчастной? Ну нет уж! Я с нею, злосчастной Не разделил на двух тот стул, К спинке которого притул Грозил бы катастрофой щасной И одному, вдвоём же… К счастной Случайности я не сутул От горя, ибо не общался Ни разу с Лесбией твоей, Москва, зане не обольщался, Горько не мне теперь, а ей. Не обнимал я лесбиянки – И вот, не мрачен после пьянки!
Бодлер, конечно же, имел в виду буквенное зеркало, в котором отражается "восхищённое лицо Нарцисса" (цитата из "Искусственных Раёв". Кстати, есть у вас эта книга в моём переводе? Если нет, могу выслать, сообщите адрес). Эта же метафора - и в одноименном фильме Андрея Тарковского. Анаграмма имени - это как татуировка. Мало кто догадывается. что к основным буквам имени можно добавить буквы падежных окончаний и тем самым расширить матрицу. Теперь представь себе: человека провоцируют совершить какой-либо мерзкий поступок, он его совершает, а потом ему открывают глаза, указывая, что этот проступок записан в его имени. Шок! Вот что такое Страшный суд... Я страюсь не заглядывать в чужие имена, особенно тех людей, с которыми дружен. но иногда это происходит самопроизвольно. Так, в твоей фамилии, Аида, есть словосочетание "бросок кобры".
Аида, я в Интеренете профан, не знаю, что такое "личка", "пост" и пр. К тому же я не знаю английского, мне всё нужно объяснять на пальцах, а я тугодум. В своё имя заглядывай, пожалуйста, сама. Я вот попытался открыть в ЖЖ свой дневник, но он выдал мне всё в дамском стиле, с этой застёжкой и цветами вместо волос на груди. А как поменять стиль, я не знаю, потому что всё на английском. Может быть, ты поможешь мне достояно открыть дневник? Сообщи мне твой электронный адрес, чтобы я выслал тебе пароль. Если ты оформишь мою страничку с профилем так же точно, как свою, с добавлением, может быть, новых персоналий в список "интересы", то это будет то что надо. Не забудь сообщить и адрес, на который выслать "Искусстенные Раи" Бодлера в моём переводе. Впрочем, я тебе вышлю все три мои книжечки из тех, что удалось издать на бумаге, а свой экземпляр моего сборника можешь кому-нибудь подарить.
Аида, я прочёл, что в школе тебя дразнили «Седая», а в твоём имени есть анаграмма «бросок кобры». Это всё как-то соединилось, и я сегодня ночью продолжил свой сонетный дневник, дополнив месть Катулла ещё одним сонетом.
Если нельзя, но очень хочется, То можно – вот она, свободы Формула! Горько обхохочется, Глядя на спицы безободы, Над вами Ангел, чей смех очится, Как снег: «Есть разные избоды, Но лесбиянок двух… Вспохотчитца! Ты из какой, кобёл, слободы?» Если нельзя, но хоча сильная, То можно, чтоб никто не видел. Была ты на руках носильная, Да вдруг тебя возненавидел Катулл твой, Лесбия красивая. Тебя ужалит кобра сивая…
no subject
Date: 2010-04-15 08:56 am (UTC)no subject
Date: 2010-04-15 10:32 am (UTC)no subject
Date: 2010-04-28 12:06 pm (UTC)no subject
Date: 2010-04-28 01:35 pm (UTC)Вопрос: а у вас есть еще переводы Катулла? кроме тех, что были в той книжке "Коллекция переводов"?
О КАТУЛЛЕ
Date: 2010-04-29 05:44 am (UTC)Re: О КАТУЛЛЕ
Date: 2010-04-30 08:53 am (UTC)Но безответная любовь дает много эмоций и переживаний для творчества.
Она нужна творцу, как и любому человеку.
Re: О КАТУЛЛЕ
Date: 2010-04-30 10:30 am (UTC)Re: О КАТУЛЛЕ
Date: 2010-05-02 09:20 am (UTC)Re: О КАТУЛЛЕ
Date: 2010-05-05 06:47 am (UTC)Дела зла всё равно на лице,
Лесбиянка, и после подтяжки
Кожи будут видны – слишком тяжки
Складки адских гримас при конце
Содроганий. Живёт в их чтеце
Наблюдательница, без затяжки
Анаши видящая мультяшки –
При убийственном дева словце!
Лучше было б совсем без следа
Жизнь прожить, чем такой след оставить.
Девы сердце из горного льда,
Потеплеть её к вам не заставить.
В теле мужа живёт дева. Ей
Хорошо в сильной стати своей!
Черты лица стали столь злы,
Что за улыбку их не спрячешь.
Ты думала, что Бог незряч, ишь,
Но грим из пепла и золы
Мрачен не так, как тьмы узлы –
Не узы брака! Чем бодрячишь
Ноздрю? Как куздра ты кудрячишь
Бокра иль бокр твои гоздлы?
Стали столь злы черты лица,
Что их не спрячешь за улыбку.
Повесь себе на шею глыбку,
Да и сотрись с земли лица.
Сторонница женосолжизни,
Лучше сама уйди из жизни!
Простит ли Лесбию Катулл
Ради любви, хоть и несчастной?
Ну нет уж! Я с нею, злосчастной
Не разделил на двух тот стул,
К спинке которого притул
Грозил бы катастрофой щасной
И одному, вдвоём же… К счастной
Случайности я не сутул
От горя, ибо не общался
Ни разу с Лесбией твоей,
Москва, зане не обольщался,
Горько не мне теперь, а ей.
Не обнимал я лесбиянки –
И вот, не мрачен после пьянки!
О ДЕНДИ
Date: 2010-05-05 07:29 am (UTC)Re: О ДЕНДИ
Date: 2010-05-05 09:52 am (UTC)КАТУЛЛ
Date: 2010-05-06 08:56 am (UTC)Аида, я прочёл, что в школе тебя дразнили «Седая», а в твоём имени есть анаграмма «бросок кобры». Это всё как-то соединилось, и я сегодня ночью продолжил свой сонетный дневник, дополнив месть Катулла ещё одним сонетом.
Если нельзя, но очень хочется,
То можно – вот она, свободы
Формула! Горько обхохочется,
Глядя на спицы безободы,
Над вами Ангел, чей смех очится,
Как снег: «Есть разные избоды,
Но лесбиянок двух… Вспохотчитца!
Ты из какой, кобёл, слободы?»
Если нельзя, но хоча сильная,
То можно, чтоб никто не видел.
Была ты на руках носильная,
Да вдруг тебя возненавидел
Катулл твой, Лесбия красивая.
Тебя ужалит кобра сивая…